Cексолог, сексопатолог

психотерапевт, семейный психолог

Кульгавчук Евгений Александрович, Президент "Профессионального объединения врачей сексологов", действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, г. Москва

Улучшение качества Вашей жизни +7 (495) 66-29-539

Плюсы и минусы онлайн образования.

Иной мир.

Проблемы онлайн образования. Эпоха пандемии изменила мир. Это уже не вымысел писателей- фантастов, а реальная действительность- хотим мы этого или нет. Меняется поведение людей. Меняется стиль работы. Меняется образование. Как практикующий врач психотерапевт, замечаю эти изменения в жизни моих пациентов. Многие отмечают, что с введением удаленки стали больше времени общаться с семьей. Многие стали рассматривать свою жизнь не только в мегаполисах, но и других местах- на курортах или в тихих местах в отдалении от людей. Меньше времени люди стали тратить на пробки, транспортные проблемы. Некоторые обнаружили, что огромный гардероб  в условиях изоляции особо и не нужен. У многих людей появилось время на то, на что не хватало на протяжении многих лет. 

Истоки.

Многие убеждены, что дистант появился в эпоху интернета. Но, на самом деле, первое дистанционное обучение было начато в далеком 1906 году, с использованием почты, при университете штата Висконсин (США). В 1960 годах в СССР было уже 11  “открытых” университета. В 1979 году в КНР была запущена программа радиообучения, и с использованием телевидения. Поэтому текущие процессы — это продолжение начатого, а не что-то совершенно новое. 

Статистика.

По данным IT -холдинга TalentTech, онлайн университетов EdMarket и “Нетология” российский рынок онлайн-образования в 2019 году достиг 38 млрд. руб. Прогноз — рост от 12 до 15 процентов в год. К 2023 году ожидался рост до 60 млрд руб. И это прогнозы были опубликованы до начала эпидемии. А с 23 марта 2020 года все изменилось еще больше. Онлайн образование стало действительно массовым. И коснулось практически каждого. Мир стал иным. 

Основные минусы онлайн образования.

  1. Привычки. Многие до сих пор не могут психологически принять онлайн образование, как полноценное. Многим кажется, что для полноценного получения знаний нужно куда-то ехать, идти через проходную и искать аудиторию. Возможность личного контакта с преподавателем некоторым  кажется очень важным. 

Но давайте отойдем от условностей. Если речь идет о получении информации, а не социализации, а это тема для другой статьи, то получать информацию можно в онлайн формате  даже более качественно- поскольку сосед на заднем столе не будет отвлекать Вас разговорами, пусть и шепотом. 

Что касается личного общения с преподавателем — это иллюзия, редко кто из востребованных преподавателей остается до вечера рассказывать тему по второму разу тем, кто не понял с первого. 

  1. Самодисциплина. У многих она хромает. И в этом случае велика вероятность открыть вкладку социальной сети, и “как-бы” присутствовать на занятии. Но и здесь нужно посмотреть правде в глаза — кто из нас, обучаясь по очной форме- никогда на лекциях не отвлекался на личные дела? 
  1. Эмоции. При личном контакте информации передается больше- это не только мимика но и жесты, походка. Говорящая голова с монотонной речью, а если еще и без слайдов, может утомить даже трудолюбивого слушателя. Здесь требуется более высокая компетенция преподавателя с навыками удержания внимания слушателей и более яркой и эмоциональной подачи информации. Нужно уметь “пробивать экран”. Вероятно, со временем, будет возможность создавать голограммы и смотреть на преподавателя не в экран смартфона, а в полный рост. Если же добавить возможность 3D слайдов или же  реализовать идею в качественных шлемах VR-реальности, то такой виртуальный урок может стать лучше, ярче и информативнее, чем реальное выступление преподавателя на кафедре. 

Вспомните артистов с их трейлерами аппаратуры освещения и звука и задумайтесь- был ли таким впечатляющим концерт звезды без этой аппаратуры? 

Основные плюсы онлайн-образования.

  1. Местоположение. Свобода выбора. Учиться можно на берегу моря. Экономия времени на передвижение к источнику знаний. А в Москве это порой 2-3 часа в день. Драгоценного времени. 
  2. Возможность асинхронного формата обучения. Запись лекции или вебинара можно пересмотреть — если Вы что-то пропустили. Не нужно переспрашивать соседа по парте или ждать преподавателя и утомлять его лишними вопросами. 
  3. Можно не использовать камеру. Это позволяет чувствовать стеснительным людям себя более свободно. Но это подразумевает навык самоорганизованности. Который тоже нужно развивать- не так ли? 

Выводы

Лично я убежден в том что за онлайн образованием — будущее. Пройдет эра “инфоцыган”, “недоуниверситетов” и “псевдоэкспертов”, недобросовестных  “продавцов”. На смену им придет качество. 

Онлайн-образование- это доступность для многих людей. Это удобно. Удобно для преподавателей, удобно для учеников. 

Учиться тому- что действительно пригодится, или что искренне интересно. Уже сегодня многие лидеры рынка- Facebook, Google — порой больше смотрят не на диплом университета, а на реальные навыки- которые можно легко протестировать. Если ранее образование подразумевало получение профессии, то сегодня можно получить разнообразные навыки:  от кулинарии, программирования, до навыков в области взаимоотношений, укрепления здоровья, улучшения качества жизни.  Это оптимизирует время людей — улучшится их производительность, результативность. 

Таким образом, онлайн образование это удобно, прогрессивно, но еще не совершенно. Оно  будет развиваться, и, несомненно, уже сегодня является еще одной ступенью в развитии человечества. 

Интервью, специально для издания

Газета.ру

Метки: , ,