Cексолог, сексопатолог

психотерапевт, семейный психолог

Кульгавчук Евгений Александрович, Президент "Профессионального объединения врачей сексологов", действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, г. Москва

Улучшение качества Вашей жизни +7 (495) 66-29-539

Половое воспитание, когда начинать? Как говорить об этом?

Что должен знать ребенок о сексе и половом созревании в разном возрасте? Можете условно разделить детей на три возрастные группы, например с 7 до 10, с 11 до 13 и с 14 до 17. Какие есть отличительные особенности в вопросах сексуального воспитания у этих групп?  

Книга о половом воспитании

Прежде всего нужно отметить, что привязываться к конкретным срокам и датам не совсем правильно, поскольку психосексуальное развитие ребёнка может быть совершенно разное. Кто-то начинает интересоваться противоположным полом и достаточно настойчиво в 12 лет, а кто-то и после 20 лет не успевает войти во вкус. Поэтому градация по возрастам будет достаточно условна. В тех случаях, если родители сомневаются, я бы рекомендовал бы обращаться за консультацией к врачу сексологу именно по поводу своего ребёнка. Условно можно выделить несколько этапов психосексуального развития: половое самосознание (0-7 лет), полоролевое поведение (7-11 лет), формирование психосексуальных ориентаций (11-18 лет). На этапе полового самосознания ребёнок в норме укрепляется в своей половой роли и уже четко представляет, к какому полу он относится. Половое воспитание на этом этапе заключается в закреплении роли, соответствующей полу. Это происходит в  поощрении внешнего вида. На этом этапе важно показывать ребенку различия в мужском и женском. Происходит первый этап научения. На этом этапе дети, как правило,задают вопросы откуда он взялся, его естественным образом интересует различия между полами в рамках познания мира. С этим вопросом необходимо готовиться заранее абсолютно спокойно, без стеснения можно показывать и например, фотография во время беременности и честно говорить, что ребёнок был в животике. Рассказы про аиста в XXI веке считаю абсолютно недопустимыми. Информацию надо выдавать дозированно и соответствующей возрасту. То есть, если ребенку достаточно информации о том, что он появился в животике, совершенно необязательно ему рассказывать о о том, как он попал в этот животик. В тех случаях если ребёнок сам настойчиво интересуется и этим вопросом, можно говорить о том, что это от семечки от папы, и что когда люди любят друг друга у них появляются дети. На следующем этапе ролевого поведения большое значение имеют закрепление поведенческих стереотипов, которые проявляются в играх. Кроме этого, на этом этапе, очень важно, чтобы уже идентифицирующий себя по полу ребёнок мог обучаться, вести себя соответственно этому полу. Например, мальчик может проводить время с отцом, ходя вместе с ним на рыбалку, занимаясь спортом. Девочка может с мамой наводить уют в доме, вместе познавать искусство творческой  кулинарии. Здесь родители должны показывать ребенку и модели взаимодействия между полами. Например, папа может при ребёнке дарить цветы маме, приглашать её на свидания. Мама в присутствии дочки может готовиться к этому свиданию, красиво наряжаться, спрашивать у девочки, в каком платье она выглядит более красиво. Абсолютно гармонично и естественно проявление нежности при ребёнке. Например, объятия при встрече. В этом случае, по сути, ребёнку показывается модель счастливой семьи, как своего рода настоящий рекламный ролик. В таком случае гораздо выше шансов, что ребёнок будет стремиться воссоздать семейные традиции и тепло в доме, уже в своей семье. На этом этапе важно рассказывать детям о качестве отношений, что в отношениях важна не только красота, но и душевная близость, сплоченность, дружба, взаимное уважение. На этапе психосексуальных ориентаций важно с уважением относиться к первым влюбленностям, не высмеивать их, быть хорошими друзьями ребёнку. Ценить его доверие, когда он обращается с подобными вопросами. Рассказывать ему о своих переживаниях в таком же возрасте и показывать на своих примерах, как их удавалось преодолевать. На этом этапе можно поискать научно-популярную литературу, соответствующую возрасту и дать ребенку ее  почитать или оставить случайно на открытом месте. Но, стоит отметить, что далеко не вся литература, представленная сегодня на рынке, может быть полезной. Некоторая может быть даже и вредна. Поэтому, если есть сомнения, имеет смысл также проконсультироваться с врачом сексологом, поскольку это очень важные вопросы для будущего вашего ребенка.  

Как стоит доносить детям информацию о сексе (формулировки, в каком возрасте подойдет игровой формат, а где следует от него отойти), какую терминологию необходимо использовать (например, говорить напрямую “вульва” или использовать эвфемизм?)

  Конечно, пятилетнему ребёнку не нужно расписывать всю анатомию в медицинском ключе, и совершенно необязательно, например, рассказывать и показывать девочке,  где находится клитор. Если же мы говорим о средней школе,  когда ребёнок уже проходит биологию и может в рамках школьного курса оперировать понятиями на уровне пестиков и тычинок, в этом случае уже может быть уместно говорить в том числе и и медицинскими терминами. . Поэтому уже в среднем школьном возрасте вполне можно рассказывать ребенку в общих чертах о названиях, тем не менее не вдаваясь в подробности. Например, мальчику вполне достаточно понимать что есть половой член, и есть яички.  И что важно не носить тесное белье, для того, чтобы  не было в будущем проблем с созреванием сперматозоидов и репродукцией, что нужно следить за гигиеной полового члена, и что это также важно, как чистить зубы (в том случае, если родители упустили вопросы гигиены в более раннем возрасте). А о семенных канатиках  ему рассказывать совершенно необязательно.  Конечно, можно привести и слова-синонимы. К например, мужской половой орган, он же пенис, он же, половой член. Конечно, эту беседу с мальчиком поручить лучше папе, чем маме и наоборот, а о подмывании должна говорить с дочкой, разумеется мама, а не папа.

    Какие могут быть плюсы и минусы введения программы секспросвета в общеобразовательной школе? Насколько такая программа базируется на западном опыте?  

Насильственно грести всех под одну гребёнку, без учёта особенностей социально-психологических факторов, считаю неправильным.
Такие программы не должны развращать и подталкивать детей к чрезмерной сексуализации и раннему  началу половой жизни. Западный опыт копировать совершенно необязательно, тем более, с каждым годом разница между нашими цивилизациями становится всё более выражена. Более того, отечественная сексология, на самом деле,  ещё восьмидесятых годах, в СССР,  уже во многом была далеко впереди многих западных  исследователей  в этой области, и многие работы основоположника отечественной и сексопатологии профессора Васильченко, моего учителя,  и по сей день весьма актуальны. Подобные занятия в школах проводить можно. Но разрабатывать эти программы должны отечественные врачи сексологи, помня о принципах дозированности и и необходимости информации, а также о принципе «не навреди».    

Если речь о сексе, нужно ли говорить с детьми о насилии и противостоянии ему? Если да, то когда это делать и как?  

Конечно, но при этом важно уметь показать ребенку, что нарушение любых границ, будь-то сексуальных, психологических, физических, одинаково неприемлемо. И в том случае, если ему некомфортно,  то очень важно и уметь дать отпор, и не стыдясь и не боясь осуждения, базируясь на многолетней дружбе и доверии, запросить помощь у родителей или учителей. Начинать эти беседы можно даже и в дошкольном возрасте. Например, если ребёнку некомфортно находиться на руках, у дяди, а дядя этого хочет, то конечно, нужно всегда занимать позицию позицию защиты ребенка, и, если ему это некомфортно, то не стоит на него давить. При давлении же ребёнок обучается покорности и у него может постепенно  формироваться позиция жертвы.  

Тема секса смущает детей, тем более, школьников. Как преподносить информацию, связанную с половым воспитанием так, чтобы никому в классе не пришлось краснеть?  

Считаю, что во избежание «кривой» реализации на местах хороших идей имеет смысл разработать, утвердить и показывать обучающие материалы в виде фильма с участием профессионалов.  В этом случае учителю биологии не нужно будет краснеть и  выдавать свое смущение, с трудом подбирая слова. Подобные занятия имеет смысл проводить отдельные для мальчиков и для девочек, чтобы лишний раз не смущать и детей. Форма подачи этого материала должна быть факультативной и добровольной, для того, чтобы учесть все национальные и религиозные особенности семей. Просмотр фильма можно делать и не в классе, а выдавая каждому ученику  по отдельности ссылку на просмотр, ведь на дворе XXI век и уже нужно уметь доносить в каждую информацию с учётом психологических особенностей. В этом случае будут учтены и законные требования родителей знать о том, чему именно обучают их детей в школе. И у родителей будет возможность самим посмотреть материал, прежде чем решать, давать ли этот материал для просмотра своим детям. При подобном разумном подходе можно избежать различных конфликтных ситуаций, ведь наша страна очень неоднородна и многонациональна, поэтому важно учитывать уклад в каждой отдельной семье. Кроме этого, можно разрабатывать пилотные проекты для каждого отдельного региона с учетом местных особенностей. В  «Профессиональном объединении врачей сексологов» есть эти грамотные врачи- сексологи,  практически в каждом регионе. Подобные программы могли бы  снизить уровень подростковых беременностей, и суицидов, уровень заболеваний, передающимся половым путем, могли бы профилактировать сексуальное расстройства в зрелом возрасте, могли бы помогать молодым людям найти себя и в будущем построить счастливые семьи, что весьма актуально в свете демографических проблем.  

В 2000-е про секс, менструацию и половое созревание мальчикам и девочкам рассказывали отдельно. Сейчас про секспросвет будут рассказывать одновременно и мальчикам, и девочкам, насколько это правильно?

  Это, на мой взгляд, неправильно, и может способствовать ранней сексуализации детей. Я во многих интервью не устаю повторять, что дети не должны заниматься сексом. И не нужно их к этому их подталкивать. Не нужно обучение превращать в растление.   Когда уместно рассказать подросткам о способах контрацепции? Могут ли подростки воспринять подобный разговор как способ к действию?   Несколько лет назад, предпринимались попытки реализации секспросвета, граничащие с абсурдом. Встречались случаи,  где третьеклассников учили одевать презервативы. На одном из ток-шоу, куда меня приглашали в качестве эксперта, приводили цитаты из книжек для школьников младших классов, о том как правильно делать кунилингус. Считаю это либо своего рода диверсией, которая дискредитирует саму идею полового воспитания, или же глупостью, или же слепым подражанием некоторым  западным лекалам. Освещение вопросов контрацепции, действительно, весьма деликатная тема. Доносить её в общем классе, без учёта психологических особенностей каждого ученика, считаю неправильным. В рамках же индивидуальных модулей, в виде фильма, важно уметь подать идею предохранения от нежелательной  беременности уже после того,  когда половая жизнь будет восприниматься юношей или девушкой, в первую очередь, не как развлечение, а через призму избирательности и развития отношений, как высшую степень доверия. Важно научить детей любить, строить отношения, дружить, не спешить с началом половой жизни, уберечь от боли и разочарований.  Последние 20 лет «свято место» было почти пусто, немногие родители уделяли достаточно времени для полового воспитания своих детей. И это место было захвачено порнографией, мифами и домыслами. Пришло время начинать говорить не о сексе, а о любви, не об экспериментах, а о семье, учить детей строить отношения, быть созидателями, а не потребителями.    

Насколько корректно обсуждать вопросы интимного характера с детьми в стенах школы (общественного места), а не дома в непринужденной обстановке?  

Склоняюсь к мысли, что домашняя обстановка может быть более деликатной и эффективной. В некоторых семьях это может быть неплохим началом для доверительной беседы между родителями и детьми, конечно, лучше с представителем своего же пола. Если же семья неполная, и мама одна воспитывает сына, то в этом случае, конечно, важно, чтобы у ребенка была модель для мужского подражания, и например, кто-то из родственников или друзей семьи, имеющего статус настоящего друга мог тоже поговорить с таким мальчиком и на такие темы. Важно понять простую вещь. Ребёнок так или иначе всё равно получит информацию об этих интересующих его вопросах. И выбор за Вами, в каком виде он получит эту информацию: из порнографических роликов из своего смартфона, или же неграмотных высказываний сверстников, или же от профессионалов и своих родителей,  которые помогут ребенку постепенно становиться взрослее, умнее, ответственнее на этом непростом этапе.    

Многие родители просят сделать предмет, где будут преподавать секспросвет, факультативным. Считают, что говорит на такие темы в 3 классе рано. Как вы считаете — рано или нет?

  Факультатив лучше, чем принудительный секспросвет без границ. И еще принципиально важно содержание. В тех случаях, если, например, говорят о половых различиях и о том, что мальчик может быть джентльменом и помогая нести портфель девочке, он помогает ей, и ведёт себя как настоящий мужчина, то в этом случае, такие беседы по сути, о половом воспитании, можно проводить и в дошкольном возрасте. Ну а конечно, если третьеклассников будут учить одевать презервативы, то я как врач сексолог, и родитель, конечно, категорически против. В вопросах полового воспитания очень важно уметь соблюсти меру. Ведь, как известно, одно и тоже вещество, но в разных концентрациях может быть и лекарством, и ядом. Поэтому только профессионалы, врачи сексологи, могут подобрать правильную дозу. Здесь нужно действовать наверняка. Слепые эксперименты на детях недопустимы. Но двигаться вперед все же нужно. 21 век. Будущее формируется сегодня.                                    

Метки: , , , , ,